Logo: Magazine Realty. Журнал недвижимости
Историческая архитектура

Древний город Петра в Иордании

Город Петра в Иордании

Посреди пустыни в Иордании расположен затерянный город Петра, открытый востоковедом из Швейцарии Иоганном Людвигом Буркхардтом в 1812 году. Первое, что увидел путешественник, войдя в город, через узкое ущелье, это Эль-Хазне — великолепное, 39-метровое здание, высеченное в скале. Возраст города около 2 тыс. лет. На территории города расположено множество гробниц, остатки храмов и амфитеатра.

Древний город Петра

Петра расположен к северу от красного моря, по склонам ущелья, с множество высеченных в красном песчанике зданий, простирающихся на несколько километров. Город тщательно скрывался от чужестранцев, местными бедуинами, которые и сами не знали кто в нём жил и как он был построен. Сотни лет бедуины убивали всех иностранцев, кто смел приблизится к городу. Буркхардту повезло только потому, что он был переодет как арабский торговец и великолепно знал язык и местные традиции. Бедуины ранее считали, что город построил египетский фараон и спрятал в нём несметные сокровища. По их мнению, если разбить чашу на вершине Эль-Хазне, то посыплется золотой дождь. Это утверждение подтверждается множеством следов от пуль в районе чаши. Однако современные археологи понемногу приоткрывают завесу тайн и мифов о древнем городе и его жемчужине Эль-Хазне.

История создания

История создания

По данным археологов, город построили набатеи, кочевой народ, по какой-то причине решивший осесть в этих местах. Они возвели Петру около 300 г. до н. э. Основной и логичной версией создания города является, то что кочевые племена северной Аравии, промышлявшие торговлей, сбором дани с торговых караванов и грабежами, вплоть до пиратства в Красном море, решили занять ключевое место на пересечении торговых маршрутов. А растущая с каждым годом прибыль, натолкнула набатеев на возведение города, дабы подчеркнуть своё богатство и величие. Пересечение торговых маршрутов повлияло и на культуру набатеев, так как очень сильно в архитектуре города проявляется греко-римская модель. Однако месторасположение города создавало ряд проблем, так как очень важную роль в жизни людей играет вода, вопрос, как собрать и сохранить жизненно необходимую влагу, стоял остро. Но проблема была решена за счёт сложных ирригационных систем.

Вода как источник жизни города

Вода как источник жизни города

В районе Петры выпадение осадков имеет сезонный характер и составляет около метра в год. Однако проблема была решена за счёт сбора дождевой воды посредством тоннелей, водосборников и сети глиняных водопроводов. Для сбора воды и одновременно в качестве водоотвода от Эль-Хазне, в ущелье был пробит тоннель, уводящий воду со склонов скал в оросительную систему города. Сложная ирригационная система позволила также заниматься сельским хозяйством, ведь в городе насчитывалось около 30 тыс. жителей. Помимо этого, нужно было обеспечивать пищей и водой как работников, строивших город, так и торговцев из проходящих мимо караванов. Вполне возможно, что на территории Петры, во времена расцвета империи набатеев, цвели сады и колосились поля с пшеницей. Так как на территории города, при раскопках, найдены места для хранения и сортировки зерна.

Гении строительства

Гении строительства

Набатеи, вероятно, использовали труд и опыт соседних культур, приглашая архитекторов и строителей из разных уголков Евразии. Сборный внешний вид зданий, высеченных в скалах, тому подтверждение. Однако все здания включают общие черты семитской культуры с элементами, типичными для Египта, Месопотамии и греко-римской культуры. Способ постройки отличался от обычных наземных сооружений, тем, что здания строились сверху вниз, с использованием естественных опор для строителей. Массивный песчаник раскалывался на прямоугольные блоки при помощи деревянных клиньев и воды. Эти блоки потом использовались для строительства наземных сооружений, так здания в скале, одновременно, служили и в качестве изящных карьеров для добычи строительного материала. Наиболее сохранившееся здание в Петре — это Эль-Хазне, впечатляющее строение долгое время вызывало споры по поводу своего назначения.

Эль-Хазне, как вершина архитектурного искусства набатеев

Эль-Хазне, как вершина архитектурного искусства набатеев

Сложнейшее строение Петры, впечатляло археологов со времён открытия города западной цивилизацией. На протяжении столетий существовало множество теорий о способе строительства и предназначения здания. Много путаницы в разгадку тайны внесло и местное название здания, использовавшееся бедуинами — Хазне-эль-Фарун (сокровищница фараона). Изучая архитектурные особенности, учёные установили, что здание построено в 80 году до н. э. И отличается от большинства зданий Петры своим богатым украшением, наряду с тем, что в остальных зданиях фронтоны украшены в основном лестницами, ведущими в разные стороны и широко распространены обезличенные скульптуры богов, в так называемом, аравийском стиле. Но Эль-Хазне украшена скульптурами в виде амазонок, мифических животных, растений и богов, похожими на греческих и римских. А это говорит о постепенном слиянии разных культур в Петре и изменении в религиозных взглядах в период расцвета набатеев. Долгое время существовали и споры о способе постройки Эль-Хазне, многих археологов вводили в заблуждение парные выступы с обеих сторон здания в виде небольших углублений, которые считали креплениями для деревянных лесов. Однако позже выяснилось, что эти углубления появились, вероятно, значительно позже примерно в Средние века, когда изображения животных считались непристойными. А также эти выступы могли сделать ваххабиты, уничтожавшие памятники архитектуры прошлого и протестовавшие против богатства городских жителей. Однако исчерпывающий ответ на вопросы археологов дала одна из недостроенных гробниц Петры, в которой была выполнена только верхняя часть здания и крыша, а нижняя часть так и осталась скалой. Что и доказало использование естественной каменной платформы при строительстве Эль-Хазне. Назначение здания долгое время было загадкой, хотя и скульптуры на здании так или иначе, были связаны со смертью, да и наличие более 800 усыпальниц в Петре говорили о том, что многие здания использовались как гробницы.

Эль-Хазне, как вершина архитектурного искусства набатеев

Однако ничего похожего в Эль-Хазне найти не удавалось вплоть до 2003 года, когда археологи вычислили, что если продлить уровень дороги, которая на большом отрезке погребена в песке, до здания, то можно судить о том, что видимая часть сооружения — это далеко не вся постройка. А после раскопок, на глубине 6 метров, археологи обнаружили вход в погребальные палаты и останки 11 людей. Комнаты были оборудованы как погребальные с крюками для подношений. Все останки датированы I веком н. э. Это позволило считать, что усыпальница принадлежала набатейскому царю того периода Аретасу IV и его семье. Который считается одним из успешнейших царей Набатеи о чём свидетельствует большинство найденных набатейских монет того времени, с отчеканенным ликом Аретаса IV. А также ему приписывают строительство храмов и улиц Петры. Невзирая на свидетельства о захоронении царя в другом месте, можно полагать, что в Эль-Хазне захоронены члены его семьи. В период расцвета империи Эль-Хазне была религиозно-культурным центром Набатеи и является памятником одного из величайших народов того времени.

Религия жителей Петры

Религия жителей Петры

Боги кочевников не позволяли знать их имена и высекать их лица в камне, отсюда и безликие формы поклонений в Петре. Верховным богом был Душара (владелец гор Шара близ Петры). Однако за годы становления и развития, религиозные культуры соседних народов вносят свою лепту и боги набатеев постепенно приобретают их черты. Зевс, Дионис и Асирис стали прообразами для богов. Однако рост духовности и интенсивное развитие набатеев не исключили из их культуры, такой культ, как жертвоприношения. На вершине горы над Петрой был высечен алтарь для жертвоприношений. Существует ряд письменных свидетельств о человеческих жертвоприношениях богине Аль-Уззе. В жертву часто приносили детей в знак благодарности за рождение большего количества детей. Небольшой алтарь для жертвоприношений есть и в Эль-Хазне. Но некоторые постройки периода падения империи набатеев указывают и на религиозные сооружения для поклонения Иисусу Христу, но не похожие на привычные христианские храмы. Существуют упоминания, что на территорию Петры высылали христиан, не признававших общепринятые догмы христианства.

Падение империи

Падение империи

В период расцвета народ Набатеи значительно обогатился, что не могло не привлечь внимание, самой могущественной в то время, Римской империи. После нескольких попыток захватить Петру, римский император Траян в 106 году, после смерти последнего царя набатеев Раббела II Сотера, отправил легион, чтобы объявить о том, что Петра принадлежит Риму. И Петра стала столицей римской провинции — Аравии Петрейской. Римляне поставили своего правителя, но позволили жить набатейцам, как и раньше. Но в 363 году н. э. в Петре произошло крупное землетрясение. И более половины города было разрушено. А к концу IV века осаждённому Риму пришлось оставить свою провинцию в Аравии. Торговые маршруты после землетрясения изменились и город больше не восстановился, а набатеи покинули территорию Петры. И к VII веку Петра стала тайным городом, спрятанным в горах. Однако набатеи оставили огромное наследие не только в качестве уникальных архитектурных памятников, но и в качестве арабского языка, в который превратился со временем алфавит набатеев.

Город Петра и построившие его набатеи достойны самой высокой оценке значимости их культур в мировой истории. Многое и по сей день покрыто тайной. Градостроительства тех времен существенно отличаются от уплотнительной застройки городов в настоящее время. Как народ мог выйти из пустыни и создать великолепный и богатый город, а после его падения, уйти в ту же пустыню и бесследно растворится на просторах Ближнего Востока? Возможно, что в ближайшие годы появится ещё много дополнительных фактов о жизни и истории этого народа.