Logo: Magazine Realty. Журнал недвижимости
Историческая архитектура

Эволюция архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта

Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта

Философию древних египтян сложно соотносить с бытностью современных людей: довлевший в те времена погребальный культ был основой мировоззрения. Уклад жизни знати и обычных граждан, верования, архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта – все было подчинено идее перехода человека в мир загробный. Такие стремления четко прослеживаются во всех периодах египетской истории и отражены в шедеврах культуры нильской цивилизации.

arhitektura-drevnego-egipta-1

Факт смерти воспринимался не концом существования, а трансформацией сущности личности. Выводы о таком принципе почерпнуты из заупокойных текстов — смесь религиозных гимнов с описанием и формулами магических ритуалов. Название одного из крупнейших подобных сборников — фивской «Книги мертвых» отражает эти соображения, в нем день смерти назван «выходом к свету дня».

Архитектурная мысль Древнего Египта

Культура Древнего Египта активно развивалась в династический период –   27 веков истории страны. В силу особенностей местности набор строительных материалов был невелик и ограничивался саманом, каменными глыбами известняка, гранита, песчаника. Несмотря на этот факт, египтяне достигли прогресса в строительных технологиях, что доказывают грандиозные сооружения эпохи.

arhitektura-i-izobrazitelnoe-iskusstvo-drevnego-egipta3-1

Основная идея храмовых и могильных комплексов – восхваление одного или сразу многих божеств из пантеона, попытка оправдать деяния человека перед лицом богов с тем, чтобы обеспечить кающемуся комфорт после перехода в иной мир. Для описания культуры удобно использовать хронологическую схему смены правлений царств:

  • раннего;
  • древнего;
  • среднего;
  • нового;
  • позднего.

Архитектура раннего царства

Типичный пример зодчества этого времени – мастаба. Это погребальное сооружение представляло собой склеп либо для одного правителя, либо для целой семьи. Внешне оно имело форму сильно усеченной пирамиды, где первые этажи были отданы под пространства культового назначения, а подземные камеры служили усыпальницами.

arhitektura-i-izobrazitelnoe-iskusstvo-drevnego-egipta4-1

Мастабы были зданиями с каркасом из кирпича-сырца или пальмовой древесины, периметр стен выполнялся из крупного бутового камня. Изнутри некрополи отделывались тростником, а облик декора поверхностей указывал на родство с деревянным зодчеством более ранней истории Египта.

Время пирамид в Египте

Концепция жизни общества Древнего Царства – вера в возможность загробной жизни только при условии сохранения мумии. Поэтому при строительстве гробниц большое внимание уделялось моментам охраны саркофага: пирамиды отличались сложной структурой, обилием росписей и рельефов для магической защиты.

При рассмотрении облика пирамид этого периода заметна эволюция конструкций. Так, ранние сооружения были похожи на усовершенствованные мастабы. Примером выступает пирамида Джосера – шестиступенчатая усыпальница, установленная на скалистую плиту и оснащенная очень глубоким погребальным колодцем.

piramida-dzhosera-1

Более поздние сооружения Гизы показывают те же принципы постройки, что и предшественники. Внешне это сглаженные конструкции, которые были поначалу облицованы полированными плитами известняка. Примы облицовки активно применялись и для внутренней отделки. Например, в пирамиде Хуфу в этом качестве выступали шлифованные гранитные панели различных цветов.

piramida-hufu-1

Среднее Царство – закат помпезности

Строительство пирамид в эту эпоху значительно упростилось, что объяснялось изменениями в духовной жизни нации: череда междоусобиц предыдущих лет сделала погребальный культ более доступным всем слоям населения. В гробницах фараонов доминировать начинают заупокойные храмы, оформление их интерьеров выполнялось с тем, чтобы доказать божественное происхождение царя.

В связи с привычностью ограблений пирамид возникает новый тип некрополей в скале. Внизу располагался портик заупокойного храма, от него поднимался пандус на террасу с колоннами, посреди которой устанавливалась собственно усыпальница правителя. Визуально экстерьер напоминал азы дорического ордера, многие ученые уверены: свое происхождение античная архитектура берет именно здесь.

Новое и Позднее Царства

Основная черта здесь – уход от пирамид в сторону пышных храмовых комплексов с пилонами, массивными статуями и ордерной архитектурой. Это были отдельные наземные, вырубленные в скалах и комбинированные сооружения. Наружная территория украшалась обелисками, скульптурными изображениями богов, фараонов и их приближенных. Внутри располагались богато декорированные молельни, гипостильные залы с жертвенниками, библиотеки.

arhitektura-i-izobrazitelnoe-iskusstvo-drevnego-egipta2-1

Живописное отражение мировоззрения египтян

Не только архитектурные изыски, но скульптура и живопись Древнего Египта подчинялась концепции подготовки к смене земного существования загробным. Большинство изображений создавалось на стенах усыпальниц с целью улучшения условий для покойного. Тематика многих затрагивала процесс суда деяний умершего и сцены жизни богов, художественную ценность представляли яркие по оттенкам воспроизведения тексты молитв и гимнов.

izobrazheniya-na-stenah-usypa-2

Техники художников базировались на приемах альсекко – видоизмененных фресках, выполняемых на уже затвердевшем штукатурном слое с последующим лаковым покрытием. Это позволило многим красочным росписям сохраниться в сухом африканском климате на многие тысячелетия.

2izobrazheniya-na-stenah-usyp

Давление культа несколько ослабло ближе к эпохе Нового царства: в живописи и скульптуре возникают лирические черты взаимоотношений в семье, любви к родине и земному бытию. Даже в жреческой среде стало популярным украшать капители колонн изображениями цветов папируса и лотоса. Новаторские идеи поддерживались фараоном Эхнатоном, однако так продолжалось недолго: уже в следующем поколении его имя было проклято, а религия укрепилась.

Культура менялась с развитием египетской нации. Древнейшие конструкции возводились из стройматериалов, не отличавшихся высоким качеством. Отсюда – малое число и примитивизм сохранившихся форм. С развитием религии и технологии строения усложнялись: увеличивалась этажность, возникали характерные черты египетского ордера, все чаще использовались декорирование.