Logo: Magazine Realty. Журнал недвижимости
Архитектура

Колизей амфитеатр древнего Рима

Колизей амфитеатр в Риме

Колизей — одно из величайших сооружений древности и символ могущества Римской Империи. Грандиозная задумка императора Веспасиана, воплотившаяся в жизнь после его смерти, сотни лет служила ареной для различных игр и мероприятий. Немало крови пролилось в стенах этого громадного амфитеатра. А при строительстве древние мастера достигли невероятных успехов и дали миру множество архитектурных примеров для подражания. Колизей может служить примером того, как одна идея, возникшая в голове человека, может породить такое грандиозное творение, которым будут любоваться и восхищаться почти 2 тыс. лет.

История создания

Для понимания какие причины побудили римлян построить Колизей, надо вернуться в историю на несколько лет до начала его строительства. Так, в 68 г. н. э. император Нерон из-за дефицита казны ввёл огромные налоги для граждан Рима. Представители сената, крайне не советовали императору это делать, однако, этот орган римской империи, потерял власть ещё при Октавиане Августе. Все деньги нейрон тратил на строительство своего дворца в центре Рима, где водрузил свою статую, высотой в 36 метров, отлитую из бронзы.

Золотой дворец Нерона

amfiteatr-kolizejzolotoj-dvorets-nerona

Однако эти действия Нерона вызвали недовольство среди всех жителей империи, а в Иудеи, вскоре, недовольства переросли в бунт. В результате император решает призвать известного генерала, прославившегося при завоевании Британии, Веспасиана. При этом считая, что генерал находящийся в то время в немилости и отличавшийся скромным нравом, не сможет стать соперником в борьбе за власть. Веспасиан с войском строит высокую стену вокруг Иерусалима. Но через некоторое время сенат, воспользовавшись антинейроновскими народными настроениями, свергает императора. Впоследствии Нейрон во избежание неминуемой казни убивает себя. В течение года в Риме приходят к власти ещё три императора: Гальба, Отон и Вителий. В истории этот период назвали первым межвластием. Будучи в кризисе, Рим тонет в крови гражданских войн. Легионы Сирии и Иудеи призывают Веспасиана стать императором, а позже к ним присоединяются и другие легионы. Будучи в то время в Иудее, Веспасиан принимает предложение и в Александрии его провозглашают императором. Но император Вителлий, не желая терять власть, пытается противостоять, однако, терпит поражение и его убивают после осады Рима, войска Антония Прима. Летом 70 г. н. э. Веспасиан, оставив осаждённый Иерусалим на своего сына Тита, прибывает в Рим.

Тит Флавий Веспасиан

amfiteatr-kolizej-tit-flavij-vespasian

После провозглашения сенатом, Тита Флавия Веспасиана императором, перед ним стоит непростая задача. Необходимо восстановить империю после гражданских войн, обеспечить доходами граждан и завоевать их доверие и уважение. И император Веспасиан решает построить на месте дворца Нерона огромную спортивную арену для всего Рима. Римский способ поддержания мира основывался на выражении: «хлеба и зрелищ». Чем и воспользовался Веспасиан. А учитывая, что Рим в те времена, был одним из величайших городов Мира, с населением около миллиона человек, спортивная арена для гладиаторских боёв была способна успокоить все бунтарские настроения римлян и увековечить в истории династию Флавиев. Но для начала нужно было решить финансовые проблемы империи.

Экономическая составляющая

Арена Флавия, по замыслу, должна была стать самым большим из существовавших на то время подобных строений. Для строительства нужны были деньги и рабочая сила, а империя, после смутных времён беспорядков и разрухи, пребывала в бедности, да и собственные запасы Веспасиана значительно истощились. Единственным выходом из ситуации было разграбление чужих храмов и порабощение народов. В то время его сын Тит, уже 5 месяц держал в осаде Иерусалим. Это было довольно кстати и осенью 70 года, штурм города увенчался успехом.

Штурм Иерусалима

amfiteatr-kolizej-shturm-ierusalima

После сильного сопротивления город пал и был почти полностью разрушен и разграблен. А сын императора Тит, привёз в Рим дочь Ирода, Беренику, которая за время осады Иерусалима стала его любовницей.

Разграбление Иерусалима

amfiteatr-kolizej-razgrablenie-ierusalima

В Рим потянулись вереницы из десятков тысяч пленников и телег с золотом. Пленники впоследствии были проданы в рабство на общественных торгах, вопреки бытующему мнению о том, что Колизей строили именно рабы из Иудеи. Но это не имело смысла, ведь для обучения рабов ремёслам нужно было потратить много времени, а само строительство затянулось бы надолго. Проще продать пленников в рабство, учитывая, что в Риме даже простые горожане могли позволить себе рабов и не представляли иной жизни, на вырученные деньги нанимать специалистов для строительства Колизея.

Этапы строительства

Гидрогеология

Собравшись строить Колизей на месте дворца Нерона, Веспасиан столкнулся с рядом проблем. На самом подходящем месте располагалось декоративное озеро, размером около 5 футбольных полей. Для осушения озера, был прорыт километровый канал до реки Тибр, куда и была сброшена вода. Следующей задачей, после осушения территории, было сооружение водоотводной дренажной сети, чтобы не допустить затопления строительной площадки. При строительстве римляне использовали водный уровень, с помощью которого был выдержан угол в 2 градуса, для наиболее эффективного дренажа. Для сбора воды со всего Колизея вокруг были построены трубопроводы. Вся вода впоследствии попадала в главный канализационный канал Рима — Клоака Максима, построенном ещё в 500-годах до н. э. Стоит отметить, что канал сохранился и в наши дни, он по сей день служит в качестве ливневой канализации.

Строительство каркаса

amfiteatr-kolizej-stroitelstvo-karkasa

В строительстве Колизея использовался известковый туф — травертин, из Сабинских гор. Из этого материала позже был построен и собор Святого Петра в Ватикане. При строительстве римляне использовали, уже известную к тому времени, арочную технологию. За счёт пустого пространства арок вес здания был меньше, чем если бы оно было построено сплошным способом. По периметру было установлено по 80 арок, высотой в 7 метров. Всего в Колизее 240 арок. К центру Колизея было установлено ещё 6 арочных кругов, высота которых уменьшалась, при приближении к арене. Центральная часть между кольцами была заполнена необработанным травертином. Меж арочные соединения и площадка под сидения были выполнены из бетона, что и позволило облегчить конструкцию и оптимизировать трибуны, выбрав оптимальные углы наклона для зрителей разных ярусов, который позволял не загораживать действия на сцене. Римляне в строительстве Колизея открыли возможности кирпича, умело сочетая его с бетоном.

Открытие Колизея

В 79 году н. э. император Веспасиан умирает, так и не дожив до открытия своего детища. На престол взошёл его сын Тит. Унаследовав титул от отца, сын нуждался в поддержке жителей империи что, вероятно, и подтолкнуло его заявить об открытии игр в Колизее через год. Стройка протяжённостью почти в десятилетие, близка к завершению, однако, через год многое ещё не доделано. Скорее всего, открытие амфитеатра происходило с недостроенным четвёртым ярусом, по свидетельствам некоторых фресок, сохранившихся до наших дней и запечатлевших открытие. Колизей открывается через 8 лет, после начала строительства. Игры в честь открытия длились почти сто дней. Тысячи людей и животных были убиты на арене амфитеатра только в первые дни его открытия.

amfiteatr-kolizej-otkrytie-kolizeya

Колизей стал величайшим сооружением Рима, значительно пережив своих создателей. Так, император Тит, умер всего лишь спустя год, после открытия Колизея, в возрасте 41 года, от внезапно начавшейся горячки в отцовском доме. И его приёмником стал младший брат Домициан.

Система управления толпой

Амфитеатр вместимостью более чем в 50 тыс. зрителей, нуждался в чёткой организации управления толпой. Древним римлянам удалось, на первый взгляд, невозможное. Их изобретение в этом виде контроля толпы до сих пор применяют при строительстве больших спортивных объектов. Но на то время управление толпой было необходимым и служило символом власти империи. До наших дней сохранились вкопанные в землю столбы, удерживающие людей перед входом. Все зрители имели на руках билеты, согласно которым и распределялся поток зрителей на 76 входов. Чёткое разделение по слоям в иерархии Древнего Рима, позволял распределять зрителей по всему амфитеатру. Присутствие императора на играх было значимым атрибутом почти каждого представления. Он проходил к своему месту через богато украшенные южные ворота, позже для этих целей был построен более безопасный подземный проход от дворца. Через ещё один вход в Колизей проходили члены магистрата и сената. А 12 входов в каждой части стадиона были отведены для всадников (эквитов) — привилегированному слою населения в Риме. Чем ниже сословие, тем выше приходилось подниматься зрителям к своим местам. Среди зрителей бывали и рабы, отпущенные хозяевами в честь игр.

Навес от солнца

amfiteatr-kolizej-naves-ot-solntsa

Во избежание возникновения бунтов, от перевозбуждённой толпы, как это было в Помпеях, римляне создали грандиозный навес от солнца над зрительными местами, с прорезью над ареной. Подобное удалось повторить лишь, спустя почти 2 тыс. лет. Огромный брезентовый тент крепился на 240 мачтах и управлялся тысячами моряков.

Гипогей

amfiteatr-kolizej-gipogej

Зрелища в древнем Риме имели важнейшее значение. А жадной к зрелищам толпе нужны всё более изощрённые представления. И спустя 5 лет после открытия амфитеатра, Домициан, младший сын Веспасиана, реконструировал Колизей, создав сеть подземных лабиринтов для гладиаторов и животных, а также для подъёмных механизмов, доставляющих декорации и участников представлений на арену.

На протяжении веков Колизей впечатлял зрителей своей грандиозностью и великолепием. Его воспевали поэты и изображали художники. Однако в христианстве сооружение воспринималось как символ множества мученических смертей. За вековую историю арена, увековечившая в истории династию Флавиев, претерпевала, пожары, осады и разграбления. А в 1349 году большая часть Колизея была разрушена землетрясением. В наши дни Колизей возглавил список новых чудес света в 2007 году и является символом Рима. А также популярной туристической достопримечательностью, где можно прикоснуться к творениям одной из величайших цивилизаций древней истории.