Logo: Magazine Realty. Журнал недвижимости
Здания и сооружения

Особенности и архитектура средневековых замков на примере замка Мир

Архитектура средневековых замков

Господствовавшая в Средние века феодальная система порождала частые междоусобицы из-за борьбы за власть и влияние. Частые военные столкновения порождали необходимость возведения фортификационных сооружений. Ими нередко становились жилища лордов, поэтому архитектура средневековых замков немыслима без защитных элементов и укреплений под войска либо вооружение.

За почти тысячелетний период раздробленности изменился социально-экономический строй и культура европейской цивилизации, что не могло не отразиться на внешнем облике зданий. Так, если для раннего феодализма более характерно практичное устройство романской архитектуры, то позднее массивность ее форм уступила место возвышенности дизайна готики. Совершенствование оборонительных приспособлений позволило отказаться от донжона – обязательного атрибута романского замка.

Мирский замок – демонстрация перехода времен

Чтобы полюбоваться архитектурой рыцарского замка совсем не обязательно ехать в страны нынешнего Евросоюза. Интересен для искусствоведа, архитектора и туриста типичный представитель комплексов феодального периода – замок в поселке Мир, Гродненской области Беларуси. Ему свойственно наличие черт романского зодчества и ренессанса, но специалисты относят постройку к жанру «белорусской готики».

Первые камни в основание Мира  заложены в 20-е гг. XVI века – времени, когда в Европе строительство средневекового замка в классически оборонительном его понимании уже не выполнялось. Тем не менее, у белорусского комплекса есть черты, позволяющие объекту решать фортификационные задачи:

  • Массивные стены трехслойной кладки толщиной 3 м и высотой 13 м. Этот прием рассматривается как наследие раннефеодальных крепостей, которые во время штурма должны были эффективно сопротивляться осадным орудиям, а позднее – артиллерии. Западная часть ограждения оборудована барбаканом и боевыми галереями, последние также венчали верхушку северной стены. Ориентированные на дорогу на Вильнюс, эти конструкции способствовали защите сооружения от воинственности враждебного хозяевам феодала М. В. Глинского – влиятельного литовского военачальника.
  • Наличие пяти башен высотой 23–25 м. Четыре из них установлены в углах периметра объекта, а пятая предназначалась для защиты ворот. Конструкция их предусматривала по пять боевых ярусов, соединенных сложной системой лестниц с высокими ступенями. Проектировались они с тем, чтобы защитники могли через бойницы вести огонь по осаждающим стены неприятелям.
  • Развитая и объемная система подземных коммуникаций и помещений. Одни из этих пространств предназначались для защиты семьи феодала, его слуг и вассалов во время осады, другие несли хозяйственную функцию хранилищ продовольствия и оружия, в третьих (подземелье пятой входной башни) были организованы тюремные камеры.
  • Вспомогательные укрепления: девятиметровый земляной вал, ров с водой, соединенный с ближайшей рекой Миранка, подъемный мост и металлическая решетка входа. Интересно, что все эти сооружения были обустроены не сразу при строительстве, а позднее, когда Мир стал частью семейного достояния рода Радзивиллов.

Экстерьерные особенности Мирского замка

Во внешнем облике фасадов башен и дворцов Мира угадываются славянские и европейские черты. Чередующиеся по габаритам декоративные ниши своей формой  напоминают арки готических окон, а наличие традиционных  для русского каменного зодчества орнаментальных поясов указывает на влияние российской моды.

Все башни комплекса оформлены в единой композиции и представляют собой комбинированные сооружения. Обладая в нижней части прямоугольным строением, в верхней  — это восьмиугольные конструкции небольшого объема. Под сводом конических черепичных крыш хорошо различимы небольшие валовые оконные проемы, через которые при обороне замка можно было лить на неприятеля кипящую смолу или кидать камни.

На всем протяжении существования облик замка несколько раз менялся. Современный образ фасадов жилых построек сформирован одним из его владельцев – Н.Ф. Радзивиллом, известным также как «Сиротка». Именно при нем стены трехэтажного дворца в стиле ренессанс были оштукатурены и выкрашены розовой краской. В таком виде комплекс предстает и перед современниками.

Внутреннее убранство Мирского замка

Исторически сложившееся внутреннее устройство средневекового замка в Мире таково: первый этаж – хозяйственные помещения, второй – комнаты для лакеев и слуг, третий – покои для знати. Изначально комнаты имели в плане преимущественно квадратную форму, но к середине XVIII была произведена масштабная реконструкция и перемещение внутренних перегородок.

Автор затеи — Михаил Радзивилл, а ее воплощение привело к появлению анфилады сообщающихся залов. Некоторые из них получили парадное назначение и соответствующую атрибутику: мебель из ценных пород древесины, роскошные фарфоровые аксессуары, золоченый резной декор. Над проектами интерьеров работали модные специалисты, а в исполнении использовалась дорогостоящие материалы.

Своего апогея по роскоши дворец достиг при Кароле Станиславе Радзивилле, который славился своим пристрастием к балам и пышным развлечениям. Великолепие залов по достоинству оценил в 1785 польский монарх Станислав Август, также известный как один из фаворитов императрицы Екатерины II.

Сегодня Мирский комплекс  – памятник архитектуры, охраняемый ЮНЕСКО. Обладая всеми характеристиками настоящего рыцарского замка, величественное сооружение показывает связь времен и является предметом национального достояния Беларуси.