Logo: Magazine Realty. Журнал недвижимости
Здания и сооружения

Стиль неоготика в архитектуре – Тауэрский мост

Неоготика в архитектуре

Неоготика в архитектуреЕсли вначале XVIII века по всей территории Великобритании модные архитектурные тенденции базировались на классической эстетике палладианства, то ближе к концу столетия интерес англичан дал крен в сторону готических мотивов. Поначалу строения были похожи на средневековые храмы лишь внешне, но позднее стиль неоготика укрепился настолько, что дал начало возведению многих объектов по всей площади империи.

Типичным примером английского здания викторианской эпохи стал Вестминстерский дворец. Его облик до сих пор является одним из национальных символов Лондона и страны в целом. Однако популярность неоготики затронула и инженерные сооружения, доказательством чему выступает величественный Тауэрский мост.

Из великого прошлого к прогрессу

Строительство Тауэрского моста было инициировано в 1886 году в связи с острой необходимостью устройства дополнительной к Лондонскому мосту переправы через Темзу. Закончено его возведение было за 8 лет: в 1894 году мост предстал на суд общественности. Ключевыми фигурами в его истории стали:

  • Х. Джонс – идеолог сооружения, архитектор многих построек Лондона;
  • Д. Барри – инженер, работавший также и над другими мостами через Темзу;
  • Д. Стивенсон – увлеченный викторианской темой архитектор, назначенный руководителем проекта после кончины Х. Джонса.

Характерный неоготический облик конструкции придают два пилона – начинающие и замыкающие проход высокие башни с острыми шпилями и стилизованной под Средние века скульптурой. Сам факт их наличия уже указывает на родство с конструктивными особенностями мостов феодальных времен. Если тогда мостовые башни сооружали для обеспечения контроля и охраны проезда, то теперь пилоны поддерживают тротуары на высоком от реки уровне.

Обладая каркасной системой устройства, эти элементы Тауэрского моста имеют довольно тонкие стены с крупными оконными проемами. Такая специфика однозначно доказывает, что готика и неоготика – родственные друг другу жанры. Хорошо связь эпох показывает и наличие изысканно-возвышенного декора на стенах, выполненных в облицовке портлендского известняка и корнуоллского гранита – материалах, традиционных для отделки средневековых замков Англии.

Интересно, что свою внешность мост получил не только за счет модных тенденций, но и благодаря своей близости к одной из старейших крепостей в Британии — Тауэру. На фоне того, что уже тогда ее стены и башни обладали для англичан сакральным значением, вполне очевидным становится стремление властей и горожан новые объекты возводить в сходной стилистике.

Нет бочки меда без примеси дегтя: по своим габаритам Тауэрский мост ощутимо превосходит не только сам Тауэр, но и более современные, хотя и старинные постройки. Такие его особенности способствовали возникновению мнения, что сооружение портит исторический облик Лондона. Однако если бы мост был меньше, то он вряд ли бы эффективно справлялся со своими задачами.

Передовые инженерные решения

По принципу своей работы Тауэрский мост представляет собой разводную конструкцию огромной для конца XIX века мощности: его пролеты общей массой свыше 11 000 тонн способны подниматься на 86 градусов. За процесс раскрытия элементов изначально отвечали гидравлические механизмы. Усилие для них генерировалось четырьмя высокопроизводительными паровыми двигателями, работающими на угле.

В 1982 году система разведения была модернизирована и оснащена электрогидравлическим приводом на зубчатой передаче, а в 2000 году еще и автоматизирована. Устаревшее оборудование доступно для удовлетворения туристического интереса. Музейные площадки разбиты в интерьерах башен и бывших пешеходных галереях на высоте.

Большая несущая способность пролетов создается за счет применения стержневой системы, где опорные элементы выполнялись из углеродистой стали. Многотонная металлическая конструкция установлена на крупные пирсы, для изготовления которых потребовалось свыше 70 000 тонн бетона.

Для пешего прохода предусмотрены тротуары, расположенные вдоль проезжей части. Однако основное преимущество Тауэрского моста для пешеходов в наличии специальных галерей, удаленных от водной глади реки на расстояние 44 метров. Помимо утилитарной функции, эти элементы несли и декоративное назначение.

Практически на всем протяжении XX столетия галереи становились пристанищем преступных элементов, что вынудило закрыть их для пользования. Открылись они только в 1982 году: из-за оборудования стеклянной кровли их облик приблизился к стилю хай-тек, но это не портит вида величественного архитектурного ансамбля.

Современное состояние моста

Архитектурные изыски отделки, гениальная конструкция и продуманная система организации движения делают Тауэрский мост в Великобритании одним из самых удивительных сооружений в мире. Как и прежде, его высота позволяет свободное прохождение различных видов суден по Темзе. Однако в связи с частичной утратой значимости речного сообщения, а отчасти по причине желания сохранить конструкцию его теперь разводят не более 5 раз за одну неделю.

Тауэрский мост сегодня помогает горожанам решать транспортный вопрос: свыше 40 000 человек на разном виде транспорта и пешим ходом ежедневно пересекают реку по нему. Учитывая высокую нагрузку, правлением City of London Corporation введены ограничения по скорости движения и массе автомобилей — не более 32 км/ч и не тяжелее 18 тонн. Такие меры предназначены для сохранения первоначального вида достопримечательности столицы.

Тауэрский мост впечатляет своей архитектурой и восхищает принципами работы. Имитируя средневековое зодчество, постройка выступает образцом применения прогрессивных технологий.