Logo: Magazine Realty. Журнал недвижимости
Аналитика

Снижение спроса на коммерческую недвижимость как показатель общей ситуации на рынке

Спрос на коммерческую недвижимость

Коммерческая недвижимость является одним из крупнейших разделов всего рынка недвижимости в целом. Основными индикаторами и показателями в данной сфере являются торговые точки и центры управления – офисы. Активное и наиболее заметное снижение активности, наблюдается с 2015 года. При этом пустуют не только открытые в последние два года центры и магазины, но и более ранние комплексы и центры, которые были качественно прорекламированы, работали не первый год и имели известность.

Наиболее существенные причины падения спроса на коммерческую недвижимость:

  1. Снижение покупательской способности населения, что привело к падению товарооборота, особенно в сфере вторичных товаров. Так, доходы населения в августе этого года упали на 8,3% в годовом выражении и это максимум за текущий год. А динамика по месяцам 2016 года показывает, что увеличения доходов в целом по стране, пока не наблюдается. Что говорит о возможном дальнейшем снижении покупательской способности. Меньше всего пострадали компании, которые предлагали населению товары повседневной необходимости.
  2. За 2014 — 2015 годы было построено большое количество торговых площадей, что привело к приросту предложений на рынках первичной коммерческой недвижимости. Что ещё больше нарушило баланс, с точки зрения спроса и предложения.
  3. Довольно сильный скачок курсов иностранных валют также существенно повлиял на активность предприятий, работавших с закупкой продукции иностранных производителей. Что привело к сокращению объёмов продукции и соответственно вынудило арендаторов к пересмотру необходимых площадей, а арендодателей на существенные скидки и изменения в системах расчёта. Большое количество предприятий перешли к расчётам в рублях.

В сфере офисной недвижимости наблюдается ещё более негативные результаты, особенно в сегменте офисов А – класса, наиболее дорогих и используемые в основном для организации офисов представительского класса.  Спрос на коммерческую недвижимость и его снижение связано с общей экономической ситуацией по стране и большим количеством новостроек. Так из построенных в прошлом году новых площадей, пустует более половины.

Как следствие цены существенно снизились от 10 до 20 процентов и продолжают падать. Видимая активность в этом секторе может быть обманчивой, в связи с тем, что компании, которых меньше всего затронула экономическая ситуация, переезжают из офисов В – класса, в подешевевшие офисы А – класса и наоборот, некоторые компании в связи с ухудшением активности их деятельности проводят сокращения штатов и занимают меньшие площади с ухудшением условий. Что и приводит к видимой активности, но не нарушает общего баланса в свободных и занятых площадях.


Делая выводы, можно отметить, что для арендодателя не самый лучший период применять тактику демпинга, в связи со снижением спроса на коммерческую недвижимость,  учитывая, что период нехватки площадей и искусственно-завышенных цен остался в прошлом. Сейчас основную ставку многие делают на маркетинг, предлагая некоторые дополнительные услуги, и идут на различные уступки арендатору:

  1. Переезд компании в новый офис за счёт арендодателя.
  2. Создание в кооперации с другими арендодателями и арендаторами на смежных площадях развитой инфраструктуры с супермаркетами, парковками, ресторанами и кафе.
  3. Немаловажную роль играет и качество предоставляемых услуг в офисе, таких как качественный ремонт, хороший интернет, система пропуска в здание и удобные пути подъезда.

Использование памятников архитектуры также применимо к коммерческой недвижимости и на этот сегмент спрос в наше время пока не растет.

Более конкретные шаги по привлечению арендаторов, каждый выбирает в зависимости от конкретных условий и качества сдаваемых площадей.